РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО "ЗНАНИЕ"
Ивановское региональное отделение
Детские технопарки: попробовать на деле то, чему тебя учили

05.10.2015 09:51

В Иванове построят первый в регионе детский технопарк, об этом 2 сентября на заседании Правительства Ивановской области сообщил глава администрации г. Иваново Алексей Хохлов. Как сообщает Интерфакс, проект станет центром научно-технического творчества и профориентации для детей и подростков. Предполагается, что  площадкой для проекта станет бывший дом культуры завода «Ивтекмаш», после проведения в нем капитального ремонта.

Четких границ того, что будет включать в себя детский технопарк, пока не обозначено,  поэтому проект предоставляет простор для новых идей. В частности, не исключена возможность, что технопарки станут базой для  создания бизнес-инкубаторов, центров пропаганды рабочих профессий и кворкингов. Об одном из таких проектов – молодежном кворкинге, рассказал руководитель Департамента информационных систем ООО «Восточный экспресс» Денис Умнов.

Денис Умнов: «площадкой для реализации научного потенциала региона может стать развернутый в рамках «детского технопарка» молодежный коворкинг…»

Коворкинг – оригинальная форма организации рабочего пространства. Это офис, в котором можно арендовать одно рабочее место, как правило, минимально оборудованное, на любой удобный срок и даже по часам. Коворкинги удобный для людей свободных профессий – фрилансеров, стартаперов, людей, работающих самостоятельно на себя и по найму.

Автор идеи коворкинга известен точно: программист из Сан-Франциско Брэд Ньюберг в 2005 году впервые попытался совместить преимущества свободного труда в кругу таких же свободных людей и специально организованного офисного пространства, учредив первый коворкинг. Широкое распространение коворкинги получили в Европе – крупнейшие в мире расположены в Лондоне и Берлине. Первый российский коворкинг «Башня» открылся в Екатеринбурге в 2008 году, затем появились  коворкинги в Москве, Санкт-Петербурге, Кирове, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Тольятти и других крупных городах. Прекрасный и уютный коворкинг «Свободная мастерская» (http://volyaworkshop.ru/) работает у наших соседей в Нижнем Новгороде. Даже 37.ru писал о коворкингах в 2014 году. Идея, что называется, владеет умами. Коворкинги становятся ядром технопарков – например, Правительство Москвы реализует специальную программу «Коворкинг 2.0» по созданию технопарков с коворкингами для акселерации малого предпринимательства.

Хороший коворкинг – это одновременно инфраструктура поддержки предпринимательства и клуб по интересам. Коворкинг предоставляет своим резидентам все необходимые услуги для эффективной работы – от копировальной техники и средств связи до услуг бухгалтера и юридических консультаций. И главное – он формирует пространство и среду общения, жизненно необходимую для развития талантов и реализации новых идей. Часто за соседними столами в коворкинге оказываются будущие партнеры по бизнесу или контрагенты.

Среди коворкеров преобладает молодежь. Поколение Z, нынешних двадцатилетних, начинаю свою жизнь очень энергично: по результатам исследований аналитической компании «Спаркс энд Хоней», 60% западных «зэдов» к 20 годам сменили три работы. Но если мое поколение, вступавшее во взрослую жизнь во времена перестройки и в 90-е, работали с прагматической целью – получить средства к существованию, то у молодых людей другие приоритеты – реализоваться, получить удовольствие, изменить мир. Это дает свободу, но одновременно избавляет от обязанности быть успешным, ведь с голода не умереть. В результате в отсутствие среды, поддерживающей твои начинания, легко угаснуть и закончить, даже не начав.

Мы в компании «Восточный экспресс» много работаем со студентами и выпускниками ивановских ВУЗов, и я замечаю, что, несмотря на постоянную нехватку хороших, толковых специалистов в IT-компаниях, все чаще даже лучшие студенты к моменту выпуска из института не имеют опыта работы – ни на себя, ни по найму. Вместе с тем, по данным Harvard BusinessReview, почти четверть основателей миллиардных компаний – в возрасте до 24 лет. Почем возникает такой контраст? Я думаю – из-за отсутствия среды, помогающей молодому человеку, у которого пока из капитала только одна-единственная ИДЕЯ, воплотить ее в жизнь.

Некоторое время назад, защищая дипломный проект по итогам обучения на Президентской программе подготовки управленческих кадров, я исследовал факторы успеха инновационных кластеров и технопарков. Ключевыми являются два: наличие в регионе интеллектуального потенциала, людей со свежими идеями и интеллектуальным кругозором, и существование среды, помогающей этим людям общаться, обмениваться идеями, объединяться и кооперироваться. По научному потенциалу высшей школы наша область входит в десятку наиболее развитых регионов России. А площадкой для реализации этого потенциала мог бы стать развернутый в рамках создаваемого в городе «детского технопарка» молодежный коворкинг, ориентированный на старшеклассников и студентов ивановских ВУЗов. В мире уже появляются первые коворкинги, ориентированные на молодежь – например, в Орландо, Флорида. По сути, молодежный коворкинг превращается из формы совместной аренды помещения для работы в важный социальный инструмент развития молодых людей, развития региона.

Думаю, что ивановский бизнес поддержит такое начинание. Например, в нашей компании есть и приличный опыт работы со студентами, в том числе в рамках базовой кафедры, созданной совместно с ИГХТУ. Вместе с ивановским отделением общества «Знание» мы стояли у истоков необычной формы популяризации трудов молодых ученых – научного слэма, состязания докладов в стиле стендап. Наконец, мы уже 6 лет проводим на ивановской земле ежегодный Летний аналитический фестиваль – крупнейшую в России тусовку специалистов по системному анализу и работе с требованиями к программному обеспечению. На базе нашего опыта и возможностей мы с удовольствием примем участие в уточнении концепции молодежного коворкинга, организационном обеспечении его работы, поможем наполнить программу меропрмятий для коворкеров.

Ивановская молодежь реализует себя в технопарках

В нашем городе идея создания «детских технопарков» только разрабатывается, центры  движущиеся в направлении технопарков в Ивановской области уже существуют - это Центр развития детской одаренности, Центр профориентации и развития «Перспектива» и Центр технического творчества «Новация».

Вот как прокомментировал идею создания детcких технопарков, директор ЦДТТ «Новация» Алексей Кирьянов:

«Я так понимаю, что мы стоим в авангарде этой идеи. Развитие Центра Новация дало возможность мечтать сначала о техно-скверике, а теперь уже о детском технопарке. Если эта идея осуществится, то молодежь сможет реализовывать свой потенциал, воплотить в жизнь свои идеи и теоретические наработки у нас в регионе, не уезжая из него. Технопарки решают больше прикладные задачи - попробовать на деле то, что тебя учили делать. Что касается кворкинг-пространства, то оно является неотъемлемой частью технопарка, мы уже об этом думаем и в той или иной мере коворкинг реализуется в самой Новации. Естественно, для развития проекта необходимо привлечение профессионалов - мы открыты для сотрудничества!» 

   

На несколько наших вопросов о технопарках ответил председатель Ивановской организации Общество «Знание» России Сергей Мишуров:

- Серьезно ли говорить о детских технопарках?

В детстве человек еще мало оснащен инструментами рефлексии и вербализации знания. Кажется, что ребенок не может зрело конструировать знание, технику и технологии. А между тем именно в детстве мотивация к познанию особенно сильна, так как является ключевой способностью адаптации.  Они могут экспериментировать не боясь допустить ошибку, так как детям можно (не зазорно) ошибаться, а вот взрослым ошибаться не разрешается. Поэтому дети часто могут выдвигать более смелые идеи, чем взрослые. Смелость мышления и открытость восприятия - это то чему мы взрослые можем учиться у детей. С моей точки зрения, структуры поддержки детского исследовательского и технического творчества имеет большую перспективу. 

- Какие образовательные задачи, по вашему мнению, они помогут решить?

Полагаю, что одна из основных задач, которую могут решить подобные центры - раскрепостить детское творчество. Школа решает задачу оснащения детей знаниями и следовательно вынужденно ограничивает творческие проявления. Обществу в системе образования желательно иметь оба компонента: и обучения, и творческого развития.

- Готово ли Ивановская региональная организация Общества «Знание» России принять участие в реализации идеи и работе технопарков? Какое?

Общество «Знание» объединяет значительное число людей науки, то есть тех, кто образно выражаясь, не утратили с годами тягу к исследованию, поиску нового знания, конструированию. Их богатый опыт, думаю, может быть полезен при организации детского технического и научного творчества. Это может быть реализовано в форме мастер-классов, профессиональной экспертизы идей и решений, популяризации результатов работы участников технопарков. 

 

Для справки: Идея создания сети детских технопарков была разработана в рамках проекта «Национальной системы мотивации детей к всестороннему развитию» правительственным Агентством стратегических инициатив (АСИ)  и одобрена президентом РФ в конце мая этого года.  Цель проекта — заинтересовать школьников техническими профессиями. По словам самих организаторов, такие площадки станут аналогами советских дворцов пионеров. В этих технопарках дети смогут увидеть промышленное производство, а также попробовать себя в разных профессиях — авиаконструктора, нефтяника, биотехнолога, пишет «Коммерсант».  Предполагается, что в России подобные площадки будут созданы уже в 2015-2016 в Татарстане, Алтайском крае, Московской области и Ханты-Мансийского автономном округе.